Об оптимизации сети образовательных организаций города Северодвинска

 

В первой декаде 2019-го станет ещё на одно юрлицо меньше, поскольку к этому времени завершится процесс присоединения садика «Зелёный огонёк» к «Белоснежке» подробнее...

 

Согласно распоряжению городской администрации № 588-риз от 20.06.2016 идет процесс реорганизации школ 12 и 38 подробнее...

 

Различные мнения о реорганизации школ


27.04.2015

Министерство финансов РФ планирует представить план сокращения государственных расходов на образование правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Практика слияния школ и детских садов, опробованная в Москве, может распространиться на всю страну подробнее...


27.02.2015

Слияние школ и детских садов оказало влияние как на российскую систему образования в целом, так и на задачи и роль руководителей образовательных учреждений. Результаты слияния можно будет оценить через 10-20 лет, считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко

РИА Новости


18.02.2015

Политика создания так называемых образовательных комплексов путем объединения нескольких школ, детсадов, а иногда и учреждений дополнительного образования уже реализуется в ряде российских регионов. Процесс везде находится на разных стадиях: где-то завершился, а где-то лишь начинается

Солидарность


13.02.2015

В приказ начальника Управления образования Администрации Северодвинска №421 от 27.08.2014 г. "О мерах по оптимизации" в декабре 2014 года внесены изменения: на более поздние сроки перенесена реорганизация школ и ограничение приёма в отдельные школы учащихся старших классов


01.12.2014

26 ноября на традиционной встрече мэра Северодвинска Михаила Гмырина, руководителей подразделений администрации с депутатами городского Совета вновь поднимался вопрос о реорганизации школ подробнее... 


11.11.2014

Произошла реорганизация МБОУ "СОШ №7" в форме присоединения к МАОУ "СП №1"

подробнее...


27.10.2014

Исаак Калина: Массовое соединение школ в столице завершено

Российская газета

 


26.10.2014

26 октября получен ответ на письмо профсоюза образования в адрес мэра, переданное 6 октября на встрече с Администрацией Северодвинска. В ответе за подписью заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам Александра Усова сообщается, что на заседания комиссии по оценке последствий реорганизации будут приглашаться представители депутатов городского Совета с правом совещательного голоса.

По нашему мнению, это противоречит п. 2.5 "Порядка оценки последствий реорганизаци ...", утверждённого постановлением Минобрнауки Архангельской области №10 от 09.10.2013г.,  в котором говорится, что в состав комиссии включаются представители законодательных органов местного самоуправления, к которым и относятся депутаты Северодвинского городского Совета. 


21.10.2014

21 октября в 15 часов в здании Администрации Северодвинска состоялось расширенное заседание комиссии по образованию, науке и культуре городского Совета депутатов, на котором обсуждался вопрос оптимизации сети образовательных организаций Северодвинска.

Присутствующие не получили ответ на главный вопрос, который волнует всех, - в чём причины оптимизации?

Много вопросов вызвал состав и регламент работы комиссии по оценке последствий реорганизации образовательных организаций.

Депутаты рекомендовали расширить круг экспертов, принимающих решение о реорганизации школ

подробнее... 


20.10.2014

11 октября в Москве прошел митинг против насильственного объединения школ. По оценкам организаторов собралось около полутора тысяч человек. Это самый массовый митинг по теме образования, прошедший в Москве подробнее...

 

Учительская газета


 

15.10.2014

Несмотря на попытки власти разъяснить свою позицию, педагоги и родители не понимают планов реформ образования в Северодвинске

подробнее...


 

14.10.2014

Вопрос оптимизации сети образовательных учреждений Северодвинска обсудили на радио "Эхо Москвы Северодвинск". В беседе приняли участие ведущий Алексей Рэдфорд, председатель городского Профсоюза образования Светлана Деснева, учитель физики школы №22 Наталья Попкова и представитель родительского комитета 22 школы Татьяна Пургина

подробнее...


11.10.2014

При реорганизации пострадают и педагоги, и дети - таково мнение Профсоюза образования Северодвинска

подробнее...

 

"Семь раз отмерь, а потом отрежь" или "Стоит ли спешить с оптимизацией"

 

В чём причина оптимизации?

Я не верю, что всё так плохо в наших образовательных учреждениях, что назрела кардинальная перестройка всей сети общеобразовательных организаций.

Школы не справляются с обучением и воспитанием учащихся? К ним есть серьёзные нарекания?

Качество образования в Северодвинске одно из самых высоких в области, да и на Всероссийском уровне наши выпускники хорошо себя зарекомендовали, в чём несомненная заслуга педагогов города.

Недостаточное финансирование? Областной или местный бюджет экономим?

Во время встречи с заместителем Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам Александром Усовым из его уст прозвучало, что дело не в экономии финансовых средств.

6 октября на встрече с профсоюзами мэр Михаил Гмырин уверил: "От объединения школ городской бюджет не получит ни копейки. Экономии для нас здесь не будет". 

Количество учащихся меньше проектной мощности?

Но и требования к оснащению образовательного процесса изменились. Когда вводилась в строй последняя вновь построенная школа, только появился новый предмет информатика, для которого не было специализированных кабинетов. Обеспечение возможности учителям работать с электронной документацией также требует дополнительных помещений. В общеобразовательных учреждениях созданы бухгалтерии, которым также предоставлено помещение. Появление в учебном плане третьего урока физкультуры ограничивает пропускную способность спортзала до 12 классов. Второго зала в большинстве школ не предусмотрено, заниматься на улице круглогодично нет возможности. Не на юге живём, где по полгода лето.

Учитывали всё это авторы оптимизации? Посоветовались ли с директорами, которые на практике встречаются со всеми этими проблемами?

Очень обидно, что высокие слова о государственно-общественном управлении образованием в нашем городе превращаются в игру в демократию.

Когда в октябре 2010 года меня избрали председателем Северодвинского профсоюза образования, как раз завершалась оптимизация сети дошкольных образовательных учреждений. Тоже без особого обсуждения с общественностью, коллективы ставились перед фактом. Проекты постановлений направлялись для согласования с профсоюзом образования, давалось время на их рассмотрение. Нас не устраивало то, что в этих проектах не были отражены социальные  последствия реорганизации. Но хоть дети не страдали: продолжали ходить в те же здания, что и раньше, только с новым названием, и педагогов не сокращали.

Как слияние садов сказалось на коллективах? Есть ли вообще коллективы в этих объединённых садах? Только в некоторых садах работники разных корпусов встречаются вместе. А в большинстве - живут каждый своей жизнью: делят надбавки отдельно в каждом корпусе, не знают об успехах педагогов и детей из другого корпуса.

Кто оценил социальные последствия реорганизации детских садов? Велика ли экономическая эффективность реорганизации? Насколько эффективна работа заведующих, разрывающихся на 2-3 корпуса? Почему некоторые сады (или заведующие?) оказались в привилегированном положении, не объединены друг с другом?

Наше мнение, что перед проведением соответствующих преобразований со школами необходимо учесть опыт по объединению садов, уделив особое внимание негативным последствиям.

 

Для обсуждения вопросов, возникающих в сфере образования, с привлечением общественности Профсоюз в декабре 2011 года предложил создать Общественный совет, который был сформирован в марте 2013 года.

К сожалению, наши надежды на то, что Администрация перед принятием решений будет выносить их на общественное обсуждение на совете не оправдались. В этом все убедились 2 сентября 2014 года, когда были ознакомлены с приказом начальника Управления образования Администрации Северодвинска №421 от 27.08.2014 г. "О мерах по оптимизации".

 

С 2013 года при реорганизации или ликвидации образовательных организаций необходимо положительное решение комиссии по оценке последствий реорганизации, для оценки разработаны определённые критерии.  

 

К сожалению, подавляющее большинство комиссии составляют специалисты управления образования, которое и является инициатором реорганизации, и лишь один представитель общественности - председатель профсоюза образования Северодвинска, т.е. я. Всё вполне демократично? Не правда ли?

 

Оказывается комиссия, членом которой я являюсь, уже приняла решение о присоединении МБДОУ №38 к МБДОУ №62. Когда состоялось заседание? Если я на момент проведения заседания отсутствовала, почему меня не ознакомили с эти решением позднее?

 

Пакет документов (довольно увесистая папка) было предложено просмотреть в ходе заседания комиссии. О какой правовой экспертизе может идти речь? Справедливости ради надо отметить, что документы для анализа их содержания я получила и смогла составить о них своё мнение.

 

По порядку реорганизации комиссия должна принять решение в течение 30 дней после поступления в её адрес заявления о реорганизации. Как бы волшебное слово "регламент" не сыграло с нами злую шутку.

Присоединение школы №7, находящейся на капитальном ремонте, к прогимназии №1 особых возражений не вызывает: нет детей, практически отсутствуют работники, да и не известно: сколько продлится ремонт. Другие же реорганизации затрагивают интересы широкого круга лиц.

 

Стоит ли спешить? Может, стоит ещё раз внимательно всё проанализировать с привлечением: экономистов, юристов, психологов, педагогов и директоров реорганизуемых школ.

 

Внимание общественности сосредоточилось на реорганизации 22, 25 и 21 школ. О нем говорилось много. Как будет осуществляться деятельность объединённой школы по-прежнему не совсем ясно.

 

Реорганизация 38 и 12 школы также вызывает много вопросов. В Вельске уже был опыт объединения вечерней сменной школы с общеобразовательной. Он себя не оправдал. Школы вновь работают раздельно.

 

Учащиеся школы №38 в силу сложившихся обстоятельств не могут учиться в обычной школе, с дневным обучением. Коллектив педагогов имеет большой опыт работы с данными учащимися.

 

В чём причина объединения школ? К чему оно приведёт? Повысится ли качество образования?

Будет ли сохранена особенность организации образовательного процесса в обеих школах?

Сохранены ли будут педагогические кадры? В чём экономический эффект?

Каковы социальные последствия?

Возможно ли использовать здание школы №38 для обучения учащихся 12 школы (график работы 38 школы особенный и не совпадает с графиком работы обычной школы)?

Как будет управляться с хозяйством, состоящим из основного и двух структурных подразделений (здание 38 школы и детский сад "Якорёк"), директор 12 школы?

 

Как члену комиссии по оценке последствий реорганизации хотелось бы получить обоснованные ответы на все эти вопросы, с экономическими выкладками, а не общими фразами об экономии средств.

 

Изменение же муниципального задания, в котором не будет 10-11 классов, для 3, 9, 11, 16 и 23 школ вообще не требует никакой оценки комиссии.

Обосновано ли данное решение? Знают и готовы ли к предстоящим изменениям родители этих школ?

 

И это далеко не все вопросы, на которые хотелось бы услышать ответы педагогам и, я думаю, родителям города.

 

При встречах представители Администрации уже частично отвечали на эти вопросы. Хотелось бы получить официальный письменный ответ о причинах оптимизации сети общеобразовательных организаций.

 

К сожалению, до сих пор вопрос оптимизации сети образовательных организаций города так и не рассмотрен на Общественном совете по развитию образования при Администрации Северодвинска, председателем которого является заместитель Главы Администрации по социальным вопросам Александр Усов, который должен был быть в курсе предстоящих преобразований.

 

С.А.Деснева


07.10.2014

Против реорганизации 22-й школы протестуют родители учащихся и ветераны-педагоги

подробнее...


 

06.10.2014

2 октября в Управлении образования состоялось заседание комиссии по оценке последствий реорганизации образовательных организаций. Рассматривался вопрос о присоединении МБОУ "СОШ №7", находящейся на капитальном ремонте, к МАОУ "Северодвинская прогимназия №1". Решение вопроса отложено, т.к. во время заседания члены комиссии не смогли ознакомиться со всеми документами, представленными Управлением образования.

У Профсоюза образования есть вопросы по составу и регламенту работы комиссии, которые озвучены в письме к мэру Михаилу Гмырину.

Все члены комиссии, кроме председателя Северодвинской городской организации профсоюза образования, - представители учредителя.  6 членов комиссии – работники Управления образования, которое является инициатором реорганизации. Напрашивается вопрос: легитимна ли комиссия принимать решение об оценке последствий реорганизации?

Предлагаем более тщательно разработать регламент работы комиссии по оценке последствий реорганизации и пересмотреть её состав, в сторону более широкого представления общественности, и только после этого приступать к обсуждению вопросов реорганизации.


 

06.10.2014

Своё мнение по вопросу оптимизации сети образовательных организаций Северодвинска председатель городского Профсоюза образования Светлана Деснева высказала представителю "Вечернего Северодвинска"

подробнее...


 

25.09.2014

24 сентября состоялась встреча председателя Северодвинского профсоюза Светланы Десневой и начальника Управления образования Сергея Попы с заместителем Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам Александром Усовым.

В ходе встречи Александр Фёдорович и Сергей Григорьевич:

- высказали убеждение в необходимости оптимизации сети образовательных организаций Северодвинска, в связи с недостаточной (в сравнении с проектной мощностью) наполняемостью школ города: исходя из численности обучающихся на сентябрь 2014 года, в городе 5 "лишних" школ;

- разъяснили, что мероприятия по оптимизации будут происходить постепенно, учащиеся смогут закончить соответствующую ступень обучения в стенах своей школы;

- уверили, что реорганизация учреждений будет происходить при безусловном выполнении законодательства, только после получения положительной оценки последствий реорганизации;

- оценку последствий реорганизации будет производить комиссия, в состав которой входят представители учредителя, а от общественных организаций - председатель Северодвинского профсоюза образования Светлана Деснева.

 

Предложения Северодвинского профсоюза образования:

- привлечь к оценке плана оптимизации педагогическую и родительскую общественность, общественный Совет по развитию образования при Администрации Северодвинска;

- в комиссию по оценке последствий реорганизации включить представителей родительской общественности и коллективов реорганизуемых учреждений;

- представителям Администрации провести встречи с коллективами и родителями всех реорганизуемых школ, на которых пояснить необходимость, ход и последствия реорганизации;

- всесторонне освещать в СМИ планируемые и произведённые преобразования;

- не допускать в будущем принятие решений, касающихся преобразования сферы образования города, без предварительного рассмотрения их на общественном Совете по развитию образования Северодвинска.

 

Коллектив школы №22 направил письма в адрес председателя профсоюза образования, начальника Управления образования и заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам Администрации Северодвинска.

Основные моменты, на которые обращается внимание:

- отсутствие объективного анализа ситуации, чёткого плана дальнейших действий вызывает неуверенность педагогов в завтрашнем дне;

- противоречивые сюжеты и публикации в СМИ способствуют появлению различных слухов;

- система образования должна работать, в первую очередь, во благо детей;

при реорганизации изменяются существенные условия труда работников;

- неизбежно сокращение численности и штата во всех трёх школах;

- педагоги, менее двух лет отработавшие в школе, утратят право на прохождение аттестации на первую и высшую категорию;

- отсутствие уверенности в завтрашнем дне может уве завтра ставить школу 22 без специалистов (на 01.10.2014г. образовалось уже 2 вакансии); 

- изношенность коммуникаций, плохое состояние здания 22 школы не позволят быстро создать условия для обучения учащихся начальной школы;

- возможны и другие варианты выхода из сложившейся ситуации, менее болезненные для всех участников образовательного процесса трёх школ.


 

23.09.2014

22 сентября на депутатских слушаниях по теме "О совершенствовании финансового обеспечения в Архангельской области государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного ... образования ..." была озвучена проблема экономии бюджетных средств за счёт оптимизации сети образовательных организаций Северодвинска. Министр образования области Игорь Васильевич Скубенко не согласился с тем, что вопрос решается без привлечения общественности, но в целом не дал отрицательную оценку плану оптимизации сети образовательных организаций Северодвинска


 

23.09.2014

Своё мнение по вопросу объединения 21, 22 и 25 школ высказали родители учащихся 21 школы подробнее...

 

СМИ об оптимизации сети образовательных организаций Северодвинска здесь


 

18.09.2014

16 сентября 2014 года на совещании председатели ППО были ознакомлены с приказом начальника Управления образования Администрации Северодвинска №421 от 27.08.2014 г. "О мерах по оптимизации", в котором утверждён план по оптимизации сети муниципальных образовательных организаций города и оптимизации программ ими реализуемых.

Мнение председателей совпало с мнением Президиума, изложенным ранее: нельзя такие масштабные изменения сферы образования города планировать и производить без учёта мнения всех участников образовательного процесса (родителей обучающихся, педагогической общественности, профсоюза, как представителя работников).

 

24 сентября планируется встреча с заместителем мэра по социальным вопросам А.Ф. Усовым и С.Г. Попой по данному вопросу.

 

Подробнее о правовых нормах реорганизации образовательных учреждений здесь


07.09.2014

02 сентября 2014 года на совещании директора школ и учреждений ДОД были ознакомлены с приказом начальника Управления образования Администрации Северодвинска №421 от 27.08.2014 г. "О мерах по оптимизации".

В приказе утверждён план по оптимизации сети муниципальных образовательных организаций города и оптимизации программ ими реализуемых.

Предполагается:

  1. присоединение МБОУ "СОШ №7" к МАОУ "Северодвинская прогимназия №1" и реализация начального общего образования (1-4 кл.)

  2. присоединение МБОУ "СОШ №25" и МБОУ "СОШ №22" к МБОУ "СОШ №21" и реализация: в здании школы №22 начального общего (1-4 кл.) и дополнительного образования, в здании школы №25 основного общего образования (5-9 кл.), в здании школы №21 - основного и среднего общего (5-11 кл.) и инклюзивного образования

  3. присоединение МБОУ "О(с)ОШ №38" к МБОУ "СОШ №12" и реализация ими начального, основного и среднего общего образования

  4. реализация программ только начального и основного общего образования (1-9 кл.) МБОУ "СОШ №3", МБОУ "СОШ №9", МБОУ "СОШ №11", МБОУ "СОШ №16", МБОУ "СОШ №23"

  5. реализация программ только основного и среднего общего образования (5-11 кл.) МБОУ "Гуманитарная гимназия №8", МБОУ "СГГ", МБОУ "ОЛ №17" 

03-04 сентября прошло заседание Президиума Профсоюза, на котором был обсужден приказ №421 и выработано следующее мнение.

Наше мнение

 

 

Президиум городского Совета Северодвинской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ обеспокоен предстоящими кардинальными изменениями в сети общеобразовательных учреждений города.

Настораживает тот факт, что с педагогической общественностью, с Профсоюзом, как представителем работников образования, с родителями обучающихся о предстоящих изменениях  никаких обсуждений не проходило.

 

При Администрации Северодвинска создан общественный Совет по развитию образования, к полномочиям которого относятся: участие в реализации на территории города политики в сфере образования и в подготовке программ развития муниципальной системы образования, и в состав которого входят представители всех заинтересованных в обсуждении данного вопроса категорий граждан. Однако, на заседание Совета вопрос об оптимизации сети муниципальных образовательных организаций не выносился.

 

Принятие начальником Управления образования плана оптимизации сети муниципальных образовательных организаций, подведомственных Управлению образования Администрации Северодвинска, без предварительного обсуждения с педагогической и родительской общественностью противоречит демократическому характеру управления образованием, одному из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, определённому в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.

 

На официальном сайте мэрии говорится, что принятое решение обсуждалось в течение всего лета. Непонятно, почему для большинства директоров, для председателя Профсоюза, как представителя работников, даже для финансовых работников Управления образования это явилось полной неожиданностью.

 

В соответствии со статьёй 5 закона Архангельской области «О государственно-общественном управлении в сфере образования Архангельской области» N 507-32-ОЗ от 02.07.2012г.  «…целями государственно-общественного управления являются:

1) развитие системы образования Архангельской области в интересах граждан, общества и государства;

2) соблюдение прав граждан в сфере образования Архангельской области и реализация связанных с этими правами государственных гарантий…»

 

Насколько учтены интересы граждан и общества при проведении оптимизации сферы образования Северодвинска, будут ли соблюдены права граждан в сфере образования - это вызывает сомнения, в то время как создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования является одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования (статья 4 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.).

 

Заявление начальника Управления образования С.Г. Попы во время знакомства аудитории с приказом: «Это не для обсуждения, это для выполнения», вызывает законный протест: «А как же наше мнение, мнение педагогов и родителей?»

 

Система образования работает не для себя самой. Она работает для граждан, которые на её содержание платят государству налоги. По нашему убеждению, жители города вправе знать каким образом, на решение каких задач используются эти средства,  насколько при этом учитываются их интересы, интересы их детей.

 

Принятие начальником Управления образования решения об оптимизации сети образовательных учреждений города без предварительного обсуждения с Профсоюзом противоречит пп. 2.1.2  действующего отраслевого территориального соглашения по учреждениям образования МО «Северодвинск», согласно которому стороны обязуются «…проводить постоянные взаимные консультации (переговоры) по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в отрасли на уровне местного самоуправления, муниципальных программ в сфере образования, по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников муниципальных образовательных учреждений, совершенствования ведомственной нормативно-правовой базы и по другим социально значимым вопросам».

 

В преддверии предстоящей оптимизации вызывает опасение решение следующих вопросов:

- перевод учащихся из образовательного учреждения, за которым закреплён микрорайон, в котором они проживают, в другие;

- наличие свободных помещений в школах для размещения учащихся при переводе;

- размещение классов начальной школы в кабинетах, которые для этого не предназначены;

- приведение помещений для начальной школы в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, требованиями ФГОС (финансирование ремонта и оборудования);

- кадровые преобразования: сокращение численности учителей, переход учителей из одних учреждений в другие, возможные потери как педагогов со стажем 3-5 лет, за которыми будущее образования, так и «стажистов», многие из которых работают, чтобы поддержать родную школу;

- работа с родителями.

 

К сожалению, решение всех этих вопросов ложится на плечи руководителей школ и педагогов, работающих непосредственно с учащимися и родителями, которым придётся «брать удар на себя», выслушивая недовольство всех участников образовательного процесса, которых затронут планируемые мероприятия.

 

Мы  считаем, что такие серьёзные вопросы, как развитие и оптимизация муниципальной сферы образования должны решаться учредителем после обсуждения их общественностью города с предварительным обоснованием (социальным, экономическим, правовым) предстоящих изменений.


По решению президиума

письма соответствующего содержания направлены в адрес заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам А.Ф. Усова и начальника Управления образования Администрации Северодвинска С.Г. Попы.

 

Дата последнего обновления страницы 30.12.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»