О распределении стимулирующей части ФОТ образовательных учреждений

 

 

Несколько слов о стимулировании...

 

Среди прав работников, гарантированных им ст. 21 Трудового кодекса РФ, есть право на «своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы».

  

Выплаты стимулирующего характера позволяют дифференцированно производить оплату труда работников, пропорционально их вкладу в образовательный процесс, содержание школы, совершенствование её материально-технической базы и т. д.

 

Стимулирующая часть, составляющая до 30% ФОТ, является достаточно мощным инструментом поощрения работников, если его грамотно применить.

 

Действующие в учреждениях положения по оплате труда, принятые с учётом мнения представительного органа работников, конкретизируют критерии и размеры стимулирующих надбавок. Установление работникам выплат стимулирующего характера, согласно положению по оплате труда, производится по определённым основаниям, например, за внедрение новых форм и передовых методов работы.

 

К сожалению, некоторые руководители считают, что они одни вправе решать, кто и в каком размере получит стимулирующие выплаты, премии. Тем самым нивелируется смысл данного инструмента.

 

Никто не лишает руководителя права принимать решение, издавать приказ, руководствуясь принципами  единоначалия, "поощрять работников за добросовестный эффективный труд" (ст. 22 Трудового кодекса РФ).

 

Но права и обязанности работодателя и работника, неразрывно связанные между собой, не должны противоречить друг другу.

 

В соответствии со статьями 52 и 53 Трудового кодекса РФ работники имеют право на участие в управлении организацией, а основными формами его являются: "... проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по её совершенствованию; обсуждение с представительным органом работников планов социально-экономического развития организации».

 

Всё, чего добиваются педагоги 28 школы, - это их права, гарантированные законодательством о труде, которое руководитель обязан соблюдать (ст. 22 Трудового кодекса РФ).

 

В учреждениях, где между работниками и руководителем сложилось социальное партнёрство, стимулирующую часть ФОТ распределяет комиссия, в которую на паритетной основе входят представители администрации и работников; работники знакомятся с приказами о начислении им стимулирующих надбавок; форма расчётного листка, утверждённая представительным органом работников, содержит графы, которые позволяют работнику увидеть все составные части заработной платы, включая оклад и персональный повышающий коэффициент; работник имеет возможность проконсультироваться с бухгалтером, что позволяет практически исключить конфликты по вопросу начисления заработной платы.

 

Для решения возникающих индивидуальные трудовых споров в учреждениях работает комиссия по трудовым спорам, которая избирается на общем собрании и является законным инструментов, позволяющим юридически грамотно защитить свои трудовые и профессиональные права (гл. 60 Трудового кодекса РФ).

 

Об управлении образовательным учреждением

 

Принцип "государственно-общественно­го" характера управления образованием, за­явленный в российском законодательстве и директивных документах руководителей го­сударства, предполагает обязательное уча­стие в управлении образовательными учреж­дениями общественности.

 

Создание институтов общественного уча­стия в управлении образованием, обеспече­ние открытости информации об образова­тельных учреждениях - одна из главных тен­денций развития российского образования. В разделе 2.6 Концепции модернизации рос­сийского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством РФ 29 декаб­ря 2001 г., предлагалось обеспечить: повышение роли в образовательной по­литике всех участников образовательно­го процесса (обучающихся, педагогов, родителей, а также представителей граж­данского сообщества); открытость образования, расширение участия общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании.

 

П. 2 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что управление государственными и муниципальными об­разовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и само­управления.

Введение в ОУ органов общественного самоуправления, обладающих управленче­скими полномочиями, соответствует требова­ниям не только государственной политики в области образования, но и действующего законодательства в этой сфере. Так, подп. 2 п. 6* ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" декларирует в качестве принципа государственной политики в обла­сти образования государственно-обществен­ный характер управления. В соответствии со ст. 13, 32 и 35 этого закона создание органов (форм) самоуправления отнесено к компетен­ции самого ОУ. Этим же законом предусмат­ривается право на участие в управлении ОУ не только его работников, но также и обучаю­щихся, и их родителей (законных представи­телей).

 

Во многих городах России успешно работают общественные советы по образованию. Городской профсоюз образования предлагает создать в Северодвинске муниципальный совет по образованию, в который пригласить представителей организаций, оказывающих финансовую и иную помощь образовательным учреждениям, а также средств массовой информации, что позволило бы сделать систему образования города более открытой.

 

Дата последнего обновления страницы 30.12.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»